Марина Соколова
Есть у нас в Латвии, а точнее в Латгалии — одном из её регионов, место, попадая в которое так и хочется запеть. Не все песни подряд, а что-то типа:
«Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки».
Или вот такое: «Есть в графском парке чёрный пруд, там лилии цветут». И называется это место Арендольское поместье. Петь же хочется от переполняющих эмоций, поскольку ты оказываешься в гостях у самых настоящих помещиков  в самом настоящем поместье — сохраненном и жилом, а не в музее и, что иной раз бывает,  в гостинице в виде красивой бутафории.
История Арендольского поместья, так похожая на истории многих других поместий Латгалии, известна с  XVI века. Периодически поместье меняло хозяев: Граппенбруки, Лидинхаузены-Вольфы и, наконец, в 1803 году Арендоль приобретает Йозафат Зиберг, единственная дочь которого Изабелла вышла замуж за краславского графа Михаила Плятера и, таким образом, появился новый дворянский род Плятеры-Зиберги. Каждый из Плятеров-Зибергов перестраивал и обустраивал поместье на свой вкус. В 1895 году  имение перестраивают в очередной раз — пристраивают еще один корпус и башенку. И именно помещичий дом конца XIX века, причём без существенных перестроек,  мы имеем возможность  увидеть сегодня. Ну разве что, в середине 20-х годов прошлого века появилась новая жестяная крыша.
Самым сокрушительными ударами для Арендольского поместья в наступившем XX веке стали даже не войны (во Второй мировой войне, к примеру, здание не пострадало) или колхозная бесхозность, а земельные реформы. Причём, именно во множественном числе. После аграрной реформы 1920 года в господском доме была открыта Амульская основная школа и детский приют. Через пять лет принимается решение центр Арендольского имения раздробить на более мелкие куски, в результате чего часть усадебных построек перешла в собственность других людей. В 1975 году школа закрывается и на двадцать лет здание превращаемся в пустующее и нежилое. В 1990-х годах остатки земли перераспределяют еще раз  — идет очередная Земельная реформа и, в конце концов, господский дом с весьма небольшим участком вокруг становится частной собственностью. И тут, конечно, дому повезло — его начинают реставрировать. Кропотливо, качественно и не спеша…
Первое впечатление, когда подъезжаешь к Арендольскому поместью, складывается не самое радостное. Во-первых, к этому населенному пункту даже и в XXI веке не ведет не одной асфальтовой дороги. Во-вторых, непосредственно рядом с господским домом территории весьма заброшены и выглядят, мягко говоря, не очень. И хозяевам приходиться в очередной раз рассказывать гостям про Земельную реформу и показывать, что принадлежит им, а что уже чужое. Но, поверьте, обо всем этом забываешь, когда заходишь внутрь здания.  Хозяева рассказывают о том, что уже сделано для возвращения дому облика конца XIX -начала XX века: полы, окна, двери,  крыльцо, перепланировка (под нужды школы задание было переоборудовано и вместо бального зала были классы). Причём, все делается очень тщательно и в соответствии с эпохой собственными силами нескольких людей на их собственные средства и с небольшой помощью государства в виде финансирования отдельных проектов. Самое же главное ощущение, что это действительно жилой дом со своей со своей душой, в котором живут люди и который любят и холят.
Господский дом Арендольского поместья можно условно разделить на несколько зон. Репрезентативная зона — эта большой бальный зал, где, кстати, не так давно снимались кадры  для фильма «Город у  реки» по одноименному роману Гунара Яновского. Здесь же проходят концерты и другие мероприятия в рамках «Ночи музеев» или «Ночи легенд».  Афишу мероприятий Арендольского поместья  можно найти на официальной странице в Фейсбуке (LV)
Домашняя страница поместья — здесь  (LV, частично EN и RU).
Еще одно большое помещение — это столовая (предыдущее фото). В поместье можно отпраздновать юбилеи, свадьбы и столы здесь будут накрыты замечательно. Ведь хозяйка поместья, по национальности татарка, одна из лучших хозяек Латгалии.
Условная вторая зона господского дома — это личные покои владельцев поместья и здесь гостей ждет очередное потрясение. В хорошем смысле слова. Практически вся мебель, предметы обстановки, книги и прочее являются абсолютно аутентичными и когда-то находились или здесь же или в соседних поместьях Латгалии. О каждой вещи хозяева могут рассказать целую историю. Ведь только представьте себе, что хозяин поместья Арвид Турлайс  поставил себе цель найти вещи из поместья, имея на руках только списки тех, кто работал здесь в начале XX века  и кто жил в округе. Вещи ведь не были увезены или проданы хозяевами и управляющим, а просто вынесены из дома.
Арендольское поместье предлагает также услуги ночлега. Это несколько комнат, обставленных в романтично-деревенском стиле. Можно себе только представить как сладко спится на старинных кроватях  с ностальгическими прикроватными настенными ковриками и как вкусен утром богатый завтрак, приготовленный из местных  свежайших продуктов. А если все это еще приправить тишиной и вкусным воздухом? Словом, если хотите почувствовать себя латгальскими помещиками на даче, то Booking Вам в помощь. Оценка посетителей 9,0 (превосходно) говорит сама за себя.
И, напоследок, несколько советов по посещению. Несмотря на то, что Арендольское поместье и является памятником архитектуры государственного значения, это, прежде всего, частная собственность.  Здесь живут люди со своим укладом жизни, своими заботами и поэтому на дверях нет таблички со временем работы и указанием выходных. На странице в Фейсбуке и на домашней странице указаны контакты, по которым можно звонить или написать и договориться о посещении за определенную плату. Вот тогда-то Вы будете желанными гостями у современных латгальских помещиков в настоящем латгальском поместье. И петь от переполняющих эмоций Вам явно тоже захочется… Проверено лично!
… Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Ах, лето красное, забавы и прогулки…
P.S. Мои страницы в Фейсбуке и Инстаграме . Также я есть и на Одноклассниках. Заходите, читайте, комментируйте. Всегда рада новым друзьям!